Профессиограмма
Специалист по адаптивной физической культуре

Работник, специализирующийся на использовании средств физической культуры для адаптации инвалидов и людей с временными функциональными нарушениями в организме.


В нашей стране живет около 15 млн инвалидов. Эти люди зачастую оказываются «за бортом» жизни, не могут раскрыть свои способности и почувствовать себя нужными и полноценными членами общества. Рациональная двигательная активность позволяет им, раскрывая возможности своего организма, жить полноценной жизнью, адаптироваться к обществу, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать, развивать свои способности, и даже профессионально заниматься спортом.

Специалисты по адаптивной физической культуре используют двигательную активность для решения задачи адаптации этих людей к успешной жизни в обществе. Кроме того, они применяют специальные физические упражнения для ускорения выздоровления после заболеваний и травм (лечебная физическая культура), а еще осуществляют с помощью фнзкультурно-спортивных занятий профилактику различных нарушений как здоровья, так и социальной адаптации (например, занимаются профилактикой наркозависимости).

Согласно Государственному образовательному стандарту по этой специальности, работник должен уметь выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья:

•    спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, методическую);
•    рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную;
•    образовательно-профессиональную, коррекционную и консультационную;
•    научно-исследовательскую и научно-методическую;
•    организационно-управленческую.

Одного этого перечня достаточно, чтобы понять, насколько сложной и разноплановой может оказаться деятельность этого специалиста. Помимо собственно проведения физкультурных занятий для людей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья, они должны уметь разрабатывать методику этих занятий применительно к разного рода конкретным случаям. Они тренируют спортсменов-инвалидов, готовя их к состязаниям. Эти специалисты могут и заниматься профилактикой возникновения заболеваний, и вести научную работу, и управлять деятельностью организации, выполняющей эти функции.

Понятно, что чаще всего после окончания обучения они все же более глубоко занимаются каким-то одним из этих направлений работы, однако поле возможного приложения сил для профессионала, имеющего соответствующую подготовку, весьма широко. Рабочие места имеются в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, детских садах и школах для детей с отклонениями в состоянии здоровья и т. п.

Кроме того, специалист по адаптивной физической культуре может найти себя в качестве тренера для инвалидов, профессионально занимающихся спортом. Паралимпийский спорт - состязания людей с ограниченными возможностями — прочно вошел в современную жизнь. Его миссия — это, в первую очередь, помощь инвалидам в адаптации, создание условий для их саморазвития, приобщения к общественно значимой деятельности.

Возможность заняться профессиональным спортом — это мощнейший «социальный лифт» для таких людей, возможность резко повысить свой статус, перейти от скучного и однообразного существования в четырех стенах к полноценной, насыщенной, интересной и счастливой жизни. На мировом уровне для спортсменов с ограниченными возможностями проводятся Паралимпийские игры (они проходят непосредственно после обычных летних и зимних Олимпийских игр, в том же месте и на тех же спортивных сооружениях, и победить на них считается почти столь же почетно, как и на обычной Олимпиаде). Сборная нашей страны принимает участие в таких играх с 1988 года и стабильно показывает высокие результаты, в чем немалая заслуга специалистов по адаптивной физической культуре.

Подготовка специалистов по адаптивной физкультуре осуществляется на соответствующих факультетах институтов физической культуры (в последнее время такая специализация появилась и в некоторых педагогиче¬ских университетах), а также в медицинских вузах. Обучение подразумевает обстоятельное знакомство как с психолого-педагогичсскими, так и с медико-биологическими дисциплинами. Чтобы стать хорошим специалистом, помимо профессиональных знаний и умений необходимо обладать и такими личностными качествами, как сострадательность, терпеливость, заботливость, чуткость, доброжелательность и тактичность.

Профессия является довольно новой, рынок труда пока еще не насыщен соответствующими специалистами, и на них присутствует стабильный спрос. Однако уровень доходов в большинстве случаев не очень высокий, уступает средней зарплате в промышленности (исключение составляют вакансии в «раскрученных» реабилитациопно-оздоровительных центрах, оказывающих услуги на коммерческой основе, а также в некоторых организациях для инвалидов, получающих щедрую спонсорскую помощь).

Карьерное продвижение может быть связано с научной работой (получение степени кандидата, доктора наук, участие в крупных исследованиях по заказу государства или коммерческих структур) или административным ростом (например, занятие должности директора реабилитационного центра). Возможна тренерская работа в области паралимпийского спорта (тогда главный путь карьерного роста — воспитание учеников, имеющих выдающиеся спортивные достижения), преподавание в высшей школе. Нередко встречается вариант, когда человек, формально оставаясь в той же должности, повышает квалификацию, расширяет свои функциональные возможности — и, как следствие, растет его востребованность и уровень доходов.


Профессиограммы, похожие на «Специалист по адаптивной физической культуре»:
Дефектолог, Тренер, Инструктор фитнес-центра

Метки:
уход за больными, помощь

 
Добавить новую профессию на сайт Cодействие занятости и трудоустройству Пользовательское соглашение