Профессиограмма
Научный работник

Занимается различными исследованиями, добывает и систематизирует новые знания, призванные обогатить понимание окружающей нас действительности и сделать ее более предсказуемой (фундаментальная наука) или решить конкретные проблемы, важные для практики (прикладная наука).

Научный работник — это, в первую очередь, специалист, взаимодействующий с информацией. Он планирует исследования, занимается сбором экспериментальных данных, обрабатывает и описывает полученные результаты, продумывает способы их внедрения в практику. Довольно много рабочего времени уходит на отслеживание сведений о развитии исследований в той области, которой занимается специалист (например, на просмотр новых статей в специализированных научных журналах) и профессиональное общение с коллегами. Непременный инструмент современного научного работника — компьютер. Во многих областях исследований используется и другое техническое оборудование, подчас чрезвычайно сложное и дорогостоящее.

Большинство научных работников занято в специализированных научно исследовательских институтах, в научных лабораториях при университетах. Имеются научные отделы при многих предприятиях, особенно выпускающих высокотехнологичную продукцию. Требуются научные работники и в других организациях, которые сталкиваются с проблемами, не имеющими заранее известных способов решения (от аналитических отделов при
правительствах до научного сектора в зоопарке). Как правило, трудовой день таких сотрудников не нормирован: с одной стороны, они не обязаны постоянно присутствовать на рабочем месте, но, с другой, размышления над решаемыми проблемами продолжаются и в периоды отдыха (классический пример: открытие Менделеевым периодической таблицы химических эле¬ментов произошло... во сне!). Многие специалисты сочетают научную работу с преподаванием в высшей школе.

Чтобы стать научным работником, необходимо высшее образование, лучше всего университетское, по тому направлению, в котором планируется вести исследования (ученых как таковых нигде не готовят, их образование всегда касается какой-либо конкретной специальности). После университета практически все будущие научные работники продолжают обучение в аспирантуре.

Для успеха в научной работе важен высокий интеллект, прекрасные аналитические способности, умение и желание работать с огромными объемами сложной информации, способность максимально концентрировать внимание на решаемых проблемах. Необходимо сочетание креативности с пунктуальностью, умение целостно увидеть проблемы в новых и необычных ракурсах, в то же время не потеряв из поля зрения детали. Подготовка научного работника включает тщательное изучение той дисциплины, в которой планируется деятельность, овладение методологией проведения исследований, обучение работе с используемым оборудованием. Очень желательно свободное владение английским — это язык международного общения в науке.

Ситуация на рынке научного труда весьма стабильная: как правило, такие поди редко меняют работу, занимая одну и ту же должность много лет. Спрос на таких работников приблизительно равен предложению. Информация о вакансиях в этой сфере практически не распространяется посредством популярных газет, журналов и интернет-сайтов; научный персонал подбирается через узкоспециализированные издания и/или по рекомендациям коллег.

В современной России уровень доходов большинства научных работников невелик, несколько ниже средней зарплаты в промышленности (хотя и большинстве зарубежных стран, даже не очень высокоразвитых, но хотя бы претендующих на то, чтобы считаться цивилизованными, он гораздо выше).

Карьерный рост связан с повышением статуса в профессиональном сообществе, получением ученой степени (кандидат, доктор наук), участием и серьезных исследовательских проектах сначала в роли исполнителя, а впоследствии и руководителя. Рост происходит относительно медленно, и пик достижений ученого приходится, в среднем, на возраст 50-60 лет.

Важные показатели успешности карьеры ученого - наличие серьезных публикаций, на которые активно ссылаются коллеги (рассчитывается даже так называемый индекс цитирования), патентов, каких-либо авторских разработок и т. п., продуктивно работающих в научной сфере учеников, а также опыт участия в крупных проектах, выполняемых по заказу госу¬дарства или коммерческих структур.

В современных условиях многие российские ученые рассматривают возможность построения карьеры за рубежом (не обязательно в форме переезда за границу на постоянное место жительства: возможна и временная работа, и выполнение каких-либо разовых зарубежных заказов, и участие в совместных проектах).


Профессиограммы, похожие на «Научный работник»:
Преподаватель высшей школы

Метки:
наука

 
Добавить новую профессию на сайт Cодействие занятости и трудоустройству Пользовательское соглашение