Профессиограмма
Маркетолог

Специалист по изучению спроса и предложения на товары и услуги, а также планированию на основе полученной информации мероприятий, помогающих повысить доходность бизнеса.

Слово «маркетолог» означает в переводе с английского языка «изучающий рынок». Любой фирме, производящей или реализующей какую-либо продукцию, необходимо владеть информацией, насколько результаты ее труда востребованы на рынке, что предлагают конкуренты, какую цену готовы платить за этот товар покупатели. Получить представление о предложении и спросе на конкретную продукцию призваны маркетологи.

Основная задача таких специалистов — исследование спроса на производимую продукцию и организация ее сбыта, то есть поиск потенциальных покупателей, определение тех сегментов рынка, на которых эту продукцию целесообразно продвигать. Кроме того, часто перед ними стоит задача выяснить, чем именно привлекают покупателя определенные товар или услуга, как можно повысить их потребительские свойства.

В современных условиях перед фирмами, как правило, не стоит такой проблемы, как невозможность наладить производство в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей в своем товаре (в конце концов, если собственных производственных мощностей не хватает, можно нанять субподрядчиков — были бы деньги). Основной ограничивающий фактор для развития любого бизнеса — это спрос на производимые товары и услуги.

Как говорил в свое время Г. Форд, «эта машина во всех отношениях идеальна — за исключением того, что ее перестали покупать». Если тот или иной товар не пользуется спросом, это может быть обусловлено совершенно разными причинами — слишком высокая цена, недостаточное качество, непривлекательный внешний вид, отсутствие у потенциальных покупателей информации о товаре, неблагозвучное название (кстати, именно по этой причине автомобиль «Жигули» в свое время переименовали в «Ладу» — прежнее название в ряде европейских языков напоминало ругательство). А возможно, этот товар просто никому не нужен.

Соответственно, производителю во всех этих случаях нужно действовать по-разному, чтобы повысить свои доходы. Провести рекламную кампанию, сменить дизайн, искать возможности для снижения цены или сменить торговую марку. А нередко оказывается выгоднее вообще перепрофилироваться на другой товар. Маркетолог в результате проводимых исследований как раз и должен дать обоснованные рекомендации, а также помочь воплотить их в жизнь, например, спланировать рекламную кампанию.

От его профессионализма и добросовестности зависит успех любого бизнеса — ведь ни одна фирма не сможет выжить на рынке, если будет производить невостребованную продукцию, которая не найдет своего потребителя. Работа маркетолога очень разнообразна, как разнообразны и товары, которые производятся и продаются в современном мире.

В роли маркетологов находят себя люди с высшим образованием в области экономики или социологии, сейчас многие вузы подготавливаюти целенаправленно по специальности «Маркетинг». Люди без специального образования или студенты тоже могут найти работу на этом поприще — например, выступая в роли интервьюеров при проведении маркетинговых исследований. Маркетологу потребуются: склонность к умственной работе, хороший интеллект, пунктуальность и усидчивость (значительная часть его работы — это изучение статистических данных), но вместе с тем и открытость новому опыту, способность увидеть привычные вещи в новом ракурсе.

Спрос на маркетологов на рынке труда есть, но... только на специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки и большим опытом успешной работы. Никто не хочет рисковать своим бизнесом, поэтому у начинающих специалистов, особенно с дипломами каких-нибудь сомнительных «международных академий коммерции», шансов на трудоустройство по этой специальности практически нет, начинать нужно с других должностей (например, поработать ассистентом в маркетинговом исследовании). У тех же, кто востребован как профессионал, уровень доходов довольно высокий, в полтора-два раза превосходящий среднюю зарплату в промышленности.

Перспективы карьерного роста: опыт успешной работы открывает возможности для трудоустройства в более крупные и известные компании, возможен также административный рост внутри организации (например, стать директором по маркетингу в крупной фирме).

Профессиональные знания и умения маркетолога ценны при управлении собственным бизнесом — ведь его успех напрямую зависит от того, насколько востребованными являются производимые товары и услуги, удалось ли верно спрогнозировать (или сформировать) спрос на них.


Профессиограммы, похожие на «Маркетолог»:
Бренд-менеджер, Брокер, Менеджер, Продавец, Логистик, Менеджер по продажам, Мерчендайзер, Агент рекламный

Метки:
рынок

 
Добавить новую профессию на сайт Cодействие занятости и трудоустройству Пользовательское соглашение